Поиск страниц на Скале Израиля

Схема Веб-Узла
 

Пожалуйста, посетите Общину Скала Израиля. Мы собираемся
каждую пятницу
в 19:30 в
Bethesda Presbyterian Church
(вход со стороны стоянки машин)
по адресу
808 Red Lion Rd
(между Bustleton Ave.
и Verree Rd.)
 

Бесплатный легкий ужин начинается
в 18:45.

 

Основные Идеи Кальвинизма
Х. Генри Митер

1. ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП

Кальвинизм – это название, данное системе философской мысли, унаследованной нами от Жана Кальвина. Он признан выразителем этой системы, хотя и не был генератором идей, заложенных в ее фундамент. Богословские взгляды Кальвина и других деятелей Реформации рассматриваются как возрождение августинианства, которое, в свою очередь, выросло на основе учения апостола Павла, жившего несколькими веками ранее. Но именно Кальвин в новое время систематизировал подобные взгляды и обосновал их практическое применение.

Эти взгляды составляют единое целое. Кальвинизм – не просто совокупность идей, разделяемых Кальвином и его последователями, но органическое единство с одним общим корнем.

Кальвинизм не ограничивается богословием; это – всеобъемлющая система, включающая также определенные взгляды на политику, общество, науку и искусство и дающая нам единое миро- и жизневидение. Фактически кальвинизм представляет собой одну из немногих основополагающих систем религиозной философской мысли, когда-либо открывавшихся человеку.

Кальвинизм зиждется на одном основном принципе

Этот принцип можно выразить так:

АБСОЛЮТНАЯ СУВЕРЕННАЯ ВЛАСТЬ БОГА НАД МИРОМ

Вот как это положение раскрывается в Вестминстерском Исповедании Веры (5):

Абсолютная суверенная власть Бога над миром“Бог имеет всю жизнь, славу, благость и блаженство в Себе и из Себя; только Бог полностью достаточен в Себе и для Себя, и не нуждается в чем-либо от творений, которые Он создал, не имеет надобности в получении славы от них, ибо Его лишь собственная слава является в них. Он есть единственный источник всего сущего: все чрез Него, Им и к Нему. Он имеет в высшей степени суверенную власть над всеми творениями, чтобы поступать с ними так, как Ему угодно. Пред Его очами все открыто и явлено; Его знание безгранично, безошибочно и не зависит от творений, – поэтому для Него нет чего-либо неожиданного или неопределенного. Он в высшей степени свят во всех Своих помыслах, во всех деяниях, во всех повелениях. Всякое поклонение, служение и послушание ангелов, людей и иных творений должно быть лишь Богу, что и угодно Ему требовать от них”.

2. МЕСТО БИБЛИИ В СИСТЕМЕ ИДЕЙ И ЖИЗНИ КАЛЬВИНИСТА

Если признание верховной роли Бога – ключевая мысль в системе кальвинизма, то совершенно естественно, что кальвинист желает видеть все вещи так, как Бог желает, чтобы он их видел, и стремится выполнить Божию волю во всем. Исходя из этого обстоятельства, легко уяснить, какое место занимает Библия в системе идей и жизни кальвиниста. Он делает Слово Божие каноном, то есть законом своей жизни. Это – закон веры, направляющий его разум, и практика, определяющая его повседневные обязанности.

Первым и изначальным откровением Бога была природа

Бог дал нам две книги, два откровения о Себе: книгу природы и Книгу Священного Писания. Хотя эти откровения неравноценны, признание природы и Писания как откровения Божия является важным началом кальвинизма.

Под книгой природы кальвинист понимает нечто большее, чем просто естественные плоды творения Божия, будь то минералы, флора, фауна или люди. Эти естественные объекты не только сотворены Богом, но Он так же направляет их движение в истории. Поэтому история – как естественная, так и человеческая – открывает нам много истин о Боге и являет Его указующий перст. Говоря о природе и истории, мы включаем в этот круг человека. Псалмопевец сказал однажды: “Я дивно устроен” (Пс.138:14). Сам человек, образ и подобие Бога, может многое поведать о Нем.

Замысел Божий не сведен в какую-то абстрактную систему, но воплощен в природе. Бог желает, чтобы Его творение постигало эти мысли, обнаруживало их единство и гармонию, их сущностную природу и назначение. Отсюда видно, насколько широким взглядом на жизнь должен обладать кальвинист. Он видит свой долг в исследовании всего процесса жизни и должен развить эти скрытые идеи, свести их для себя в гармоническое, ясное целое и найти им применение во Имя Божие. Природа и вся жизнь в целом становятся тем священным полем, где он должен служить Богу.

Вторым откровением Бога стала Библия

У Бога есть и другая Книга – Библия. Первоначально существовала только одна книга, одно откровение Бога, а именно – природа. И в грядущем мире будет также существовать только одна книга – новая природа, где человек будет видеть Бога и Его открытую человеку волю. Адам ведал, и человек после искупления будет ведать Божью волю, ясно запечатленную в его душе и окружающей природе, и потому не будет нуждаться в специальном откровении Библии.

Священная книга стала необходимой из-за грехопадения. Когда человек согрешил, и он, и его природа изменились, человеческий разум помрачился, и люди больше не могли видеть вещи такими, какие они есть. Исказился и облик природы, на что указывает рассуждение в Книге Бытия о “терниях и волчцах”. Природа сегодня все еще зеркало, отражающее благодать Божию, но из-за греха она стала как бы кривым зеркалом. Как же человек, с его затуманенным разумом и искаженной природой, может адекватно познать Бога и Вселенную, открыть свою истинную природу и цель своего существования? Вот три главных вопроса, лежащие в основе всего человеческого мировоззрения.

Как человеку при таких условиях обрести правильный взгляд на эти проблемы? Единственное решение заключается в том, что Бог дает ему другую Книгу, Библию, где со всей ясностью открывает единственно верную истину об этих предметах и Святым Духом освещает помраченный человеческий разум таким образом, что человек в состоянии понять ее. Библия в конце концов становится главной основой для всего воззрения христианина на жизнь, ибо, чтобы правильно истолковывать природу и окружающую жизнь, ему нужно библейское видение.

Однако Библия делает нечто большее, чем просто истолковывает природу, - она открывает грешнику путь к спасению. Спасение человека – центральная тема Библии, неразрывно связанная с запечатленной в Книге книг картиной Вселенной и человеческой жизни.

Основы веры и жизни как они запечатлены в Библии, равно как правда о Спасении, представлены нам в конкретных исторических формах и обусловлены тем, что Библия повествует о реальной истории людей и народов. Однако Библия содержит и основополагающие правила жизни, свод начал, в свете которых она дает определенное видение истории, ее фактов, и согласно которым мы должны строить свою жизнь. Эти вечные начала записаны не только в Новом, но и в Ветхом завете.

Следует добавить, что, читая Библию, верующий человек ощущает дыхание Божие, как бы встречается с Богом лицом к лицу – ничто не может быть благодатнее для укрепления веры и утверждения души на путях Божьих. Кальвинисты считают, что чтение Библии должно быть каждодневным, только в этом случае оно приносит несомненную, явную пользу и не позволяет душе зарастать “сорняками” этого мира. Мы верим, что основополагающие истины доступны каждому верующему, обратившемуся к Библии. Вместе с тем чтение без осмысления Библии, без толкования ее трудных мест, без разъяснения взаимной связи ее различных частей, как правило, не приводит к глубокому и совершенному постижению Слова. Поэтому так важны для нас учение Церкви, система взглядов и богословские комментарии. В нашей Церкви традиционно богословию уделяется значительное внимание.

TULIPГЛАВНЫЕ БОГОСЛОВСКИЕ ДОГМАТЫ


Чтобы кратко описать основные богословские догматы кальвинизма в области сотериологии (учение о спасении), часто прибегают к так называемому кальвинистскому “тюльпану” (от англ. “TULIP”). Вот он:

T (Total Depravity)___________полная испорченность

U (Unconditional Election)_____безусловное избрание

L (Limited Atonement)________ограниченное искупление

I (Irresistible Grace)__________всепреодолевающая благодать

P (Perseverance of the Saints)__неотступность святых

1. Полная испорченность. Полная испорченность, или полная греховность, означает, что в результате Адамова мятежа природа человека повреждена настолько, что все желания и устремления невозрожденного человека абсолютно не соответствуют святой воле Творца, явленной в Законе и Христе. Сам по себе, без вмешательства Божественного провидения и возрождения в вере, человек не в состоянии оправдаться перед Богом, удовлетворить Его совершенную справедливость и праведность и вернуть утраченное в результате грехопадения.

“Когда кальвинисты говорят о полном падении, о тотальной испорченности человеческой натуры, это не значит, что они обвиняют каждого человека в совершении всех мыслимых и немыслимых грехов. Когда кальвинист говорит о том, что человеку тяжело осмыслить понятие “полное падение”, он имеет в виду не совершаемые человеком плохие поступки, а греховную сущность человека. Многие понимают это выражение в том смысле, что если человек много грешит, значит, он полностью пал, но посмотрите, сколько вокруг замечательных людей, которые ведут праведную жизнь, поступают достойно! Поэтому, говорят они, кальвинисты не правы, утверждая что все люди согрешают”(1).

“Христос, придя в мир, ПОЛНОСТЬЮ соделал дело спасения грешных людей. Он пришел не советовать, не побуждать, не умолять, не помогать человеку спастись, но именно спасти человека. Без Христа никто не смог бы спастись, поскольку нам самим невозможно ни предстать на Суд Божий безгрешными, ибо “мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева” (Еф. 2:3), ни оправдать пред Богом свои грехи. Пророк Исайя, не такой большой грешник по сравнению с нами, представ пред Богом, испытал настоящий ужас: “горе мне! погиб я!” (Ис. 6:5) восклицает он. Только наша склонность к самооправданию препятствует постижению суровой истины христианского учения о всеобщей греховности: “все согрешили и лишены славы Божией” (Рим.3:23)(2).

“В человеке имеется, несомненно, определенный естественный разум, оставшийся в нем после грехопадения, благодаря чему он сохраняет некоторое понятие о Боге, природных вещах и различии между нравственным и безнравственным, и показывает определенное стремление к добродетели и внешне хорошему поведению. Но этот естественный разум совершенно не способен привести человека к спасительному знанию о Боге и обратить к Нему, – в сущности, человек не использует его правильно даже в отношении природы и общества; более того, он различным образом искажает сей светильник, каким бы тот ни был, и заглушает его своей неправедностью. Поступая таким образом, человек оставляет себя без оправдания пред Богом”(3).

“С другой стороны, необходимо рассмотреть, что это за лекарство милости, которым исправляется и излечивается наша испорченность. Поскольку, помогая нам, Господь как бы восполняет недостающее – и при этом обнаруживается то, что является его делом в нас, – то будет полезно также уяснить, в чем именно мы имеем нужду. Когда апостол говорит филиппийцам о своей уверенности, что начавший в них доброе дело будет совершать его до дня Иисуса Христа (Флп. 1:6), то, несомненно, под началом доброго дела он понимал исходный момент их обращения – момент, когда их воля обратилась к Богу. Этим Господь начинает в нас свое дело, вызывая в наших сердцах любовь, стремление к добру и праведности или, говоря точнее, склоняя, изменяя и направляя наши сердца к праведности. Он завершает свое дело, утверждая нас в постоянстве.

А дабы никто не лгал, будто Бог пробудил в нас добро, так что наша воля, слишком немощная сама по себе, получила от Него помощь, в другом месте Св. Дух объявляет, что такое есть наша воля, предоставленная самой себе: “И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих” (Иез 36:26-27). Кто после этого осмелится утверждать, что немощная человеческая воля была лишь укреплена, дабы она добродетельно стремилась избрать благое, когда мы ясно видим, что требовалось полностью переделать ее и обновить? Если камень такой мягкий, что сминая его, ему можно придать любую форму, какую пожелаешь, то я не отрицаю, что сердце человеческое может обладать некоторой способностью и склонностью повиноваться Богу, как только, ввиду своей немощи, оно будет укреплено. Однако этим сравнением наш Господь пожелал показать, что из нашего сердца невозможно извлечь ничего хорошего, если Он не сотворит нам другое. Поэтому не будем делить между Ним и нами ту хвалу, которая принадлежит Ему одному. Так что, когда Господь обращает нас к добру, то есть как бы превращает камень в плоть, то очевидно, что все исходящее от нашей воли устраняется, а то, что идет ему на смену, происходит от Бога”(4).

2. Безусловное избрание. Этот тезис объявляет, что условием избрания ко спасению не могут быть какие-либо заслуги человека, его действия, поступки, слова и помыслы. Для Бога в состоянии падения все люди одинаково виновны. Основание для избрания находится не в человеке, а в Боге. Он избрал нас до сотворения мира, и только его избрание служит причиной дара веры и желания человека ходить в святости перед Богом в Иисусе Христе.

“Более того, Священное Писание говорит, что по причине наших грехов мы мертвы для всего духовного и спасительного (Еф. 2 глава; Кол. 2:13), а может ли мертвый спасти себя? Вот почему грешный человек нуждается не в побуждении к спасению или поддержке спасения им себя самого, но именно в СПАСЕНИИ.

Только потому, что Христос полностью искупил грешников, Бог принимает их и прощает им грехи. Сказано в Писании: “прощены вам грехи ради имени Его” (1 Иоан. 2:12). Не ради покаяния со слезами, не ради наших беспрестанных дел, но ради Христа. Священное писание учит, что Бог спас нас и призвал “не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен” (2 Тим. 1:9). Ибо “не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши” (1 Иоан. 4:10).

И действительно, мы ничего не можем сделать для Бога, ибо Он ни в чем не нуждается, ничего не можем дать Богу, ибо все принадлежит Ему. Ничем мы не сможем привлечь Его благодать и спасительную милость. Он волен сделать нас вечным символом Его праведного гнева и обречь на вечные муки за наши грехи, поскольку каждый наш грех направлен против Его праведности. Если вы не осознаете это, вы не сможете искренно признать Христа единственным Спасителем. Ибо всегда будете тайно умиляться своей собственной доблести. Но тогда Христос пришел не к вам”(2).

“Сие избрание не основывается на предвиденной вере, послушании вере, святости или иной какой-либо заслуге и качестве, которые являлись бы предварительной причиной или условием в избранном человеке, но, напротив, избрание служит основанием веры, послушания вере, святости, и прочее. Именно избрание есть источник всякого блага спасения: вера, святость и другие спасительные дары, и, наконец, сама вечная жизнь, проистекают от избрания как его плоды и результат. Как говорит Апостол: “Он избрал нас”, [не потому, что мы были, но] “чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви” (Еф. 1:4).

Причина такого не заслуженного нами избрания есть исключительно благоволение Божие. Оно состоит не в выборе из всех возможных качеств или поступков каких-либо определенных, служащих условием спасения, но в принятии в свое владение определенных людей из всего числа грешников. Как говорит Писание: “Ибо, когда они [дети Ревекки] еще не родились и не сделали ничего доброго или худого […] сказано было ей: “больший будет в порабощении у меньшего”, как и написано: “Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.” (Рим.9:11-13). А также: “и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни” (Деян. 13:48)”(3).

3. Ограниченное искупление. Христос своей смертью и муками искупил верных своих, предопределенных к спасению Отцом.

“Христос Своим послушанием и смертью полностью оплатил долги всех тех, которые таким образом оправданы, принеся за них должное, истинное и полное удовлетворение справедливости Своего Отца. Но поскольку Он был отдан Отцом за них, и Его послушание и искупление были приняты вместо их послушания и искупления, будучи дарованы им, а не по причине чего-либо имеющегося в них, постольку оправдание есть исключительно дарованная благодать; дабы через оправдание грешников могли быть прославлены совершенная справедливость и обильная благодать Божия”(5).

4. Всепреодолевающая благодать. Или действенное призвание.

“Что не могут совершить ни свет разума, ни закон, то совершает Бог силой Святого Духа посредством Слова, или служением примирения [2 Кор. 5:18]. …Все, призываемые посредством Евангелия, призываются всерьез. …Более того, когда Бог исполняет свою благую волю в избранных, или соделывает в них истинное обращение, Он не только заботится о том, чтобы Евангелие было провезвещено им внешним образом, и действенно освещает их разум Святым Духом, чтобы они могли правильно понимать и различать дела Духа Божия; но мощным воздействием того же возрождающего Духа проникает в самую сущность человека, открывает закрытое сердце, смягчает его, необрезанное сердце делает обрезанным; Он наделяет новыми качествами волю, делая мертвую живой, злую доброй, нежелающую желающей и упрямую послушной; подвигает и укрепляет ее, чтобы подобно доброму дереву она была способна принести плоды добрых дел”(3).

5. Неотступность святых. “Поскольку Бог является в высшей степени мудрым, неизменным, всезнающим и всемогущим, так и сделанное Им избрание не может быть ни отложено, ни изменено, ни отменено, ни уничтожено; не могут быть изгнаны избранные Его или уменьшено число их.

В должное время избранным дается, хотя и различным образом и в разной степени, уверенность в вечном и неизменном избрании ко спасению. Подобная уверенность происходит не от настойчивого исследования глубин и тайн деяний Божиих, но от наблюдения в себе (в духовной и святой радости) безошибочных плодов избрания, указанных в Слове Божием, – таких как истинная вера во Христа, сыновний страх Божий, благочестивая печаль о грехах, жажда праведности и другие плоды.

В осознании этого избрания и уверенности в нем дети Божии каждодневно находят все большее основание смирять себя пред Богом, восхищаться неисследимой глубиной Его милосердия, очищать себя и отвечать горячей любовью Тому, Кто прежде возлюбил их. Как далеко от истины утверждение, будто учение и размышление об избрании делают детей Божиих небрежными в соблюдении Его заповедей или плотски самоуверенными. По Божиему справедливому осуждению это обычно случается с теми, кто самонадеянно полагает, что уже имеет благодать избрания, или вступает в праздные и дерзкие разговоры о ней, не желая ходить путями избранных”(3).

(Х. Генри Митер. Основные идеи кальвинизма. С.-Пб., “Христианский мост”, 1995.)

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Ричард П. Белчер. Путь благодати. Минск, 1998

2. Материалы Общества Реформация. Спасение во Христе. Москва, 1995

3. Каноны Дортского Синода. Нидерланды, 1618-1619 гг. Третий и Четвертый Тезисы Учения, IV, VIII, XI; Первый Тезис, IX – XIII.

4. Жан Кальвин. Наставление в христианской вере. М., 1997. Книга II. Глава III, 6

5. Вестминстерское Исповедание Веры, 2.2; 11.3, 1647-1648 гг.

Реформатское мировоззрение

Библия:
Книга Псалтири в стихотворном переложении
Василий Пробатов

Богословские верования:
Апостольский символ веры

Вестминстерское исповедание веры


Гейдельбергский катехизис


Решения Дортского Синода - по пяти основным тезисам учения

Богословские публикации:
Почему мы крестим наших детей?
Ричард Пратт

Основные идеи Кальвинизма
Х. Генри Митер

Особенности Библейского Пресвитерианства
Evangelical Presbyterian Church of Ukraine

Искусство в Библии
Френсис А. Шеффер

Несколько тезисов об искусстве
Френсис А. Шеффер