Поиск страниц на Скале Израиля

Схема Веб-Узла
 

Пожалуйста, посетите Общину Скала Израиля. Мы собираемся
каждую пятницу
в 19:30 в
Bethesda Presbyterian Church
(вход со стороны стоянки машин)
по адресу
808 Red Lion Rd
(между Bustleton Ave.
и Verree Rd.)
 

Бесплатный легкий ужин начинается
в 18:45.

 

Отверг ли Израиль Христа?
C. Лезов

Отвержение Христа евреями - это древняя клевета, которую можно сравнить лишь с кровавым наветом, т.е. обвинением евреев в ритуальных убийствах иноверцев, которое в средние века часто было предлогом для массовых гонений на евреев.

In JerusalemВ самом деле, что значат слова "евреи отвергли Христа" ? Легко убедиться в том, что отвержение Христа, т.е. сознательное непри-знание евреями Иисуса из Назарета своим Мессией, относится не к истории еврейского народа, а к истории христианского вероучения. Принято считать, что Иисус был распят по приговору римского префекта Иудеи в 30 г. I в. общепринятого летосчисления. Его последователи в Палестине, христианская первообщина, состоявшая из соблюдавших Закон евреев, была немногочисленной и воспринималась теми, кто знал о ее существовании, как часть фарисейского движения (Об этом свидетельствует историк Иосиф Флавий.) Первая половина I в. в Палестине характеризуется растущей политической напряженностью, партизанской борьбой зелотов (сторонников "священной войны" против Рима) с римской оккупацией, частой сменой римских наместников и зависимых от римлян местных правителей, обилием религиозно-политических партий и течений, появлением мессианских претендентов, одним из которых, возможно, был и Иисус из Назарета. В целом страна медленно сползала к Великому Восстанию 66-73 гг. Поражение восстания, разрушение Храма, утрата народом последних остатков национальной государственности, гибель и продажа в рабство сотен тысяч палестинских евреев - все это стало началом новой эпохи в истории еврейского народа.

Если учесть, что этот период (до Восстания) был отмечен бурным расцветом религиозного многообразия в еврейской общине, что резко отличает "ранний иудаизм" той эпохи от классического иудаизма, начавшего формироваться после поражения антиримского восстания, то можно сказать: с точки зрения историка, Иисус и его последователи, также как, например, Иоанн Креститель и его последователи, - одна из групп внутри плюралистичного еврейского общества эпохи раннего иудаизма. Поэтому положение о том, что "еврейский народ отверг Мессию", не имеет исторического смысла. В истории еврейского народа такого события просто не было.

Я не буду отвлекать внимания читателя сведениями об истории евреев конца I и II-III веков, это уведет нас слишком далеко от нашей главной темы - "Христианство после Освенцима". Упомяну лишь о том, что незадолго до 120 г., когда существовала опасность полного запрета практиковать еврейскую религию, когда против римлян восстала диаспора и назревало новое восстание в Палестине, синедрион отлучил евреев-христиан от общины как ненадежных членов (еврейский источник называет их "доносчиками"). Это решение, впрочем, было одинаково маловажным как для еврейской общины, так и для Церкви, в которой тогда уже преобладали христиане из язычников, и которая практически не заметила этого решения. Важно здесь то, что Церковь на очень раннем этапе эллинизировалась и пополняла свои ряды за счет обращения язычников, так что в реальной истории II-III веков еврейская и христианская общины не очень сильно соприкасались между собой.

Впервые в истории евреи как община получили шанс "отвергнуть Иисуса Христа" лишь после того, как христианство стало в IV веке государственной религией в империи и Церковь, опираясь на мощь государства, начала ограничивать евреев в правах, принуждая их к крещению.

Но самую зловещую роль в истории христианских гонений на евреев сыграло обвинение евреев в том, что они "распяли Христа" и теперь несут на себе проклятие, коллективную ответственность за то, что стало называться преступлением "богоубийства". Чудовищные последствия теологической идеи о проклятии таковы, что после Холокоста даже католическая церковь пришла к необходимости отмежеваться от этой идеи в уже упомянутой декларации (1965г.) Второго Ватиканского собора: "Хотя еврейские руководители со своими сторонниками потребовали смерти Христа (Евангелие Иоанна, XIX, 6), тем не менее, то, что произошло в Его страстях, не может быть вменено в вину ни всем без различия евреям, жившим в то время, ни современному еврейству. И хотя Церковь - это новый народ Божий, не следует считать, что евреи отвергнуты и прокляты Богом, как если бы это вытекало из Священного Писания ".

Это с трудом выдавленное из себя Собором полупризнание поможет нам понять, как возникла идея о том, что "евреи отвергли Христа", и как возникло представление о богоубийстве и проклятии.

Конечно, наше Священное Писание, Новый Завет, содержит начатки учения, согласно которому "евреи отвергнуты и прокляты Богом". Авторы Декларации лукавят. Интереснее другое: соборная Декларация ясно указывает на то, что это учение связано с другой теологической идеей, тоже восходящей к Новому Завету, - к концепции Церкви как "нового народа Божьего или нового Израиля". Связь этих двух комплексов идей объясняет значительную часть новозаветного антииудаизма и возникшей на его основе христианской юдофобии.

Давайте подумаем: что могла значить для судьбы евреев новозаветная идея Церкви как нового избранного народа Божьего, нового Израиля Только одно: устранение "старого Израиля" из истории, как сыгравшего свою роль источника единственно верного учения. Поэтому христиане назвали еврейские Писания "Ветхим Заветом", т.е. утратившим силу законом, противопоставляя его содержание "Новому Завету", т.е. спасительному откровению Бога во Христе, новому божественному декрету, отменившему старый. Идея "нового Израиля" подразумевает христианскую версию истории спасения - версию, которая начала формироваться уже в посланиях апостола Павла (напр., Послание к Римлянам, гл. 9- 11) и в евангелии Луки. Здесь дается ответ на вопрос: как бывшие язычники стали новым избранным народом? Так как понятие избранного народа и идея истории спасения заимствованы христианами из еврейской Библии, то и ответ на этот вопрос должен был включать упоминание о "старом" избранном народе. Этот ответ можно резюмировать примерно так: Бог совершил спасительное деяние, послав людям своего Сына, который "вочеловечился" как член народа Божьего - Израиля. Явление Христа - решающее событие истории спасения, т.е. истории того, что произошло между Богом и людьми. Предварительным этапом истории спасения, на котором шла подготовка к этому событию, была история отношений между Богом и Израилем, описанная в Ветхом Завете. Каждый человек, согласившийся с исгинностью вести о спасении во Христе и выполнивший определенные условия. становился членом общины "спасенных", т.е. христианской Церкви.

В обычной, несвященной истории этому соответствовал тот факт, что с некоторых пор Церковь пополнялась главным образом за счет язычников, эллинизированного населения Римской империи, духовные потребности которых удовлетворялись христианским учением, а оно, в свою очередь, уже со времен Павла (50-е годы I века) в своем развитии ориентировалось именно на эллинистический мир.

Таково происхождение исходных постулатов христианского антисемитизма, согласно которым "евреи отвергли Христа, распяли Его и несуг за это вечное проклятие".

Христиане узурпировали еврейскую идею истории спасения, которая в качестве сакральной истории охватывала не только все прошлое от сотворения Адама, но и все будущее - до Последних дней, когда Бог положит конец миру; они вытеснили Израиль из этой истории, заместив его Церковью и оставив евреям место лишь в прошлом. Заодно христиане присвоили и всю еврейскую Библию в качестве первой части христианского Священного Писания, истолковав ее как собрание пророчеств о Христе.

Однако настоящий, т.е. "старый", Израиль был все еще жив, и ранней Церкви пока что приходилось мириться с этим фактом, давая ему теологическую интерпретацию, с новозаветными истоками которой мы познакомились. Так возник миф о дурных евреях, отвергших Спасителя и распявших Его.

Мессия жив!

Статьи:
Нуждаемся ли мы в Иисусе?
Скала Израиля

Богословские публикации:
Развитие концепции Мессии
Джон Фишер

Основания Мессианской теологии
Джон Фишер

Комментарии раввинов к Мессианским пророчествам
Джон Фишер

Отверг ли Израиль Христа?
C. Лезов

Иуда Искариот: неудавшийся революционер или продажная шкура?
Илья Лизоркин

Псалом 12: Псалом плача как образец молитвы
Илья Лизоркин