Поиск страниц на Скале Израиля

Схема Веб-Узла
 

Пожалуйста, посетите Общину Скала Израиля. Мы собираемся
каждую пятницу
в 19:30 в
Bethesda Presbyterian Church
(вход со стороны стоянки машин)
по адресу
808 Red Lion Rd
(между Bustleton Ave.
и Verree Rd.)
 

Бесплатный легкий ужин начинается
в 18:45.

 

Иуда Искариот - неудавшийся революционер или продажная шкура?
Илья Лизоркин

Это работа посвящается моей наставнице по русскому языку, Белле Любман, которую я глубоко уважаю и дружбу с которой очень ценю.

Иуда Искариот и антисемитизм

Как Иуда возвратил деньги в храмНа протяжении веков антисемиты использовали для своих доводов рассказ о предательстве Иисуса Христа Иудой Искариотом. Не секрет, что во многих странах, находившихся под христианским влиянием, одним из главных обидных слов использовалось слово – «христопродавец».

Второго января 1492 король Испании издал указ о том, что все евреи должны покинуть страну. На этот исход король отвел пол года. После этого присутствие евреев в Испании каралось смертью. Когда еврейская община узнала о том, что сделал король Фердинанд, она собрала деньги для того, чтобы постараться отвратить эту бесчеловечность. Делегация предложила королю 30,000 дукатов взамен на отмену указа. Переговоры не продлились долго, будучи алчным человеком, король быстро согласился. Но вдруг дверь распахнулась. В помещение зашел старый монах. Бросая распятие на пол, он закричал: «Иуда Искариот продал Христа за 30 серебренников. Неужели Его Величество опять продаст его за 300,000 дукатов? Вот Он продай Его!» [Эдуард Фланери, Страдание евреев (A Stimulus Book: NJ, 1985), pg.139] Несмотря на то, что 300,000 дукатов и 30 серебренников не имеют ничего общего кроме цифры «три», антисемитизм чувство настолько сильное, что в логических заключениях монаха не было места здравому смыслу. Царь не принял деньги, народ был изгнан.

Иуда Искариот - человек, о котором известно очень мало. Те места из Писания, в которых упоминается его имя, описывают его крайне негативно. В этой статье я поведу речь об этом человеке, рассмотрев две теории об Иуде Искариоте.

То, что Иуда Искариот отрицательный персонаж в Библии, я не ставлю под сомнение. Эту статью, однако, я пишу с целью показать, что грех Иуды заключался не в его «продаже» Христа, а в его попытке подчинить волю Христа своей воле. Я осознаю, что за недостатком информации эта статья пытается реконструировать возможные события, произошедшие две тысячи лет назад, и что в силу этого, ее выводы не абсолютны, а только резонны. Итак, давайте начнем с обозрения и критики традиционной, но устаревшей, на мой взгляд, теории об Иуде.

Традиционная теория

В этой теории Иуда Искариот является гнусным человеком во всех отношениях. Несмотря на то, что Иуда был избран одним из двенадцати апостолов, он использовал свое положение ученика для получения финансовой выгоды. На протяжении трех лет Иуда следовал за Иисусом, претворяясь, что он верил в истинность мессианства Иисуса, либо, разуверившись в этом какое-то время спустя. Он дожидался того момента, когда его предательство принесет наибольшую выгоду.

Совсем недавно на страницах Интернета мне попалась книга, которая «своими словами» описывала историю об Иуде Искариоте. Цитата из этой книги – великолепный пример того, как традиционная теория рассматривает Иуду Искариота.

Иисуса Христа много раз предупреждали, что Иуда из Кариота - человек очень дурной славы и его нужно остерегаться. Одни из учеников, бывавшие в Иудее, хорошо знали его сами, другие много слыхали о нем от людей, и не было никого, кто мог бы сказать о нем доброе слово. И если порицали его добрые, говоря, что Иуда корыстолюбив, коварен, наклонен к притворству и лжи, то и дурные, которых расспрашивали об Иуде, поносили его самыми жестокими словами... Нет, не наш он, этот рыжий Иуда из Кариота", - говорили другие, удивляя этим людей добрых, для которых не было большой разницы между ним и всеми остальными порочными людьми Иудеи [Иуда Искариот. Леонид Андреев. Собр. соч. в 6-ти т. Т.2. Рассказы, пьесы.1904-1907]

Фильм «Матрица» (Matrix) поразил многих не только потрясающими съемками и монтажом, но и интересным сюжетом [Matrix (Keanu Reeves and Laurence Fishburne) Warner Bros. http://www.whatisthematrix.com]. Очень трудно передать сюжет фильма или его смысл. Однако ограничусь лишь тем, что в нем намеками пересказывается история Иисуса Христа и его апостолов в некой постмодернистской версии c буддистским оттенком. Поэтому там присутствует не только схожесть, но и разногласие с библейским свидетельством.

В этом фильме человек по имени «Сайфер» явно играет роль Иуды Искариота. Он показан хитрым, подлым, противным на вид человеком. Именно он предает «Нио» – избранника, спасающего обманутых людей, который явно олицетворяет либеральную версию Христа. Делает он это взамен на то, что он станет каким-то известным человеком, скорее всего актером. Он предает «Нио» именно потому, что не верит в «Нио» как в этого избранника-спасителя.

Безусловно, этот взгляд встречается с различными оттенками и в различных формах, но в каждой из этих форм Иуда Искариот показан подлым человеком, гнусным предателем, чей грех заключался в «продаже» Христа за тридцать серебренников. Иуда - воплощение мошенничества, обмана и предательства. В европейских странах Иуда Искариот есть воплощение еврейской склонности к предательству и мошенничеству.

Рассматривая средневековые произведения искусства, часто можно увидеть Иуду Искариота как прототипа еврейского народа. Когда рассматриваешь картины с изображением Иуды Искариота, они всегда отражают его как стереотип «лица еврейской национальности». Нельзя сомневаться, что для этих средневековых авторов Иуда и евреи всегда взаимосвязаны. [Хаим Макавей, Иуда Искариот и миф еврейского зла (Free Press: NY, 1992).pg.113]

Слова Св. Августина, одного из отцов церкви, который ценится и католической, и протестантской общинами, говорят сами за себя: «воистину Иуда - образ всего еврейского народа». [Св. Августин, Символ веры, 3:10 (FCCH, 27:301)]

Девятый век принес еврейскому народу еще больше унижения... Миф еврейского предательства, основанный на нескольких примерах из прошлого, вырос в миф о том, что каждый еврей рождается потенциальным Иудой. [Эдуард Фланери, Страдание евреев (A Stimulus Book: NJ, 1985), pg.86]

Однако у читателя может возникнуть вопрос: «А что, если антисемитизм не имеет не малейшего отношения к традиционной теории?» Ведь все остальные апостолы и Сам Иисус также были евреями. Не должен ли этот факт сбалансировать отношение к евреям. Я постараюсь ответить на этот вопрос, рассмотрев следующий феномен, ярко выраженный в церкви.

А как же Иисус Христос и Апостолы?

Каждая культура склонна видеть Иисуса Христа «своим человеком». Китайцы рисуют Иисуса с узкими глазами. Темнокожие верующие представляют Иисуса темнокожим, а белые – естественно, белым. Это естественное психологическое явление, так как подвиг Иисуса Христа слил воедино Его личность с болью и жизнью людей из всех народов. Похожим образом дело обстоит и с остальными апостолами. Имена Иоанн, Петр, Павел – не вызывают среди верующих ассоциацию с чем-то явно еврейским.

Возьмите, например, Павла. Почти каждый верующий знает о том, как Апостол безжалостно критиковал тех евреев-христиан, которые заставляли неевреев обрезаться для того, чтобы стать полноценными членами народа Божьего (Гал.4). Однако, немногие христиане придают равное значение тому факту, что Павел в Иерусалиме принял предложение Иакова совершить церемониальное очищение в Храме и заплатить за похожий обряд, совершенный другими верующими в Иисуса евреями. По мнению Иакова, такое публичное действие должно было разоблачить лживые слухи о том, что Павел учил евреев-христиан, находившихся в рассеянии, следующему: 1) прекратить следовать традициям отцов, 2) отвергнуть закон Моисея и 3) прекратить практиковать обряд обрезания своих новорожденных (Дн.21:17-26).

Итак, кто был подлинный Иуда? Неудавшийся революционер или продажная шкура?

Подлинный Иуда

Подлинный Иуда Искариот, скорее всего, был членом одной из зилотских группировок. «Искариот» происходит от латинского «Sucarii» (сукарии – кортик). Целью жизни сукариев было – очистить Израиль от римской оккупации. [Британская энциклопедия (See “Sucarii”)] Отличие сукариев от других зилотов заключалось в следующем: свои убийства они производили неожиданно, используя при этом кортик, холодное оружие, которое было легко укрыть под полой халата. За свой метод убийства они были названы римлянами - «сукарии», что в переводе с латыни означает - «кортики». [Латынь - был одним из языков во время Иисуса (Ин.19:21)]

Поначалу может показаться странным, что такой миролюбивый человек как Иисус взял в компанию своих учеников бывшего члена такой воинственной группировки. Но Иуда Искариот не был единственным зилотом среди учеников Иисуса. Кроме Иуды, к одной из других зилотских группировок принадлежал Симон Кананит (Матф. 10:4). [То же что Симон Зилот (Деян.1:13)]

Сукарии - люди, которые смешивали свои радикальные политические надежды с религиозными. Апостола Павла приняли за еврея из Египта, предводителя группировки сукарии в Деян. 21:38. [Дн.21:38 Так не ты ли тот Египтянин, который перед сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников? Слово «разбойники» на греческом «сукарии». Иными словами Павла приняли за вождя этой террористической группировки.] Там, на греческом языке для обозначения слова «разбойники» используется слово «сикарион», что и есть греческий эквивалент латинского «сукарии». В наше время исламские экстремисты, чьи религиозные соображения разрешают применение террора во имя Аллаха и Магомета, представляют собой нечто подобное.

Когда стало ясно, что римские войска непременно одолеют крепость Масада, все обитатели крепости (более тысячи человек) совершили самоубийство, чтобы не попасть в плен ненавистному им Риму. Защитники этой крепости были сукарии, члены этой зилотской группировки. Каждый из членов мог бы быть назван «Искариотом».

Да, действительно «сукарии» не начинается с буквы «и» как «искариот». Однако в разных языках, особенно на еврейском и арамейском, буквы то опускаются, то добавляются, порой без каких-либо жестких правил. [Хаим Макавей, Иуда Искариот и миф еврейского зла (Free press, NY, 1992), pg. 184 Мне кажется, что-то подобное произошло с русским выражение «спаси Бог», которое в конечном итоге превратилось в «спасибо» - обыкновенное выражение благодарности.]

Исторический фон традиционной теории

По началу еврейская община, отвергшая Евангелие, преследовала уверовавших в Иисуса евреев. [См. Деяния Апостолов] Вскоре после этого, те христиане (не еврейского происхождения), которые принимали активное участие в проповеди Евангелия евреям, также попали под преследование еврейской общины. Еврейской (не мессианской) общине было все равно, признают ли неевреи Иисуса Мессией - Спасителем или нет. Однако, когда дело доходило до того, что христиане (не евреи) начинали свидетельствовать евреям об Иисусе, еврейская община воспринимала это враждебно и предпринимала все возможное, чтобы остановить это.

Один из многих примеров этого - рассказ о мученичестве Поликарпа. Поликарп был пастором в городе Смирна. Смирна была одним из центров еврейской жизни, что указывает на то, что Поликарп принимал участие в проповеди Евангелия евреям. [Что-то вроде Одессы девятнадцатого века или Нью-Йорка современности.] Восьмидесятишестилетний старец так и не отрекся, что был верующим в Иисуса, а это каралось смертью по законам Рима. Верующие называли Иисуса – Кесарем (властелином), а в Риме был только один Кесарь – Император Рима. Вера в Иисуса Христа рассматривалась древним Римом как политическая угроза. Казнь Поликарпа была совершена через сожжение. В рассказе об его мученичестве мимоходом упоминается, что иудеи помогали солдатам собрать хворост для разведения огня, и что после мученичества именно иудеи пытались остановить христиан от почетного захоронения останков Поликарпа. [Ancient Christian Writers (The Newman Press: Westminster, Maryland, 1948), pg. 96]

Однако, вскоре после этого христианская церковь, состоящая теперь в основном из неевреев, переняла тактику своих гонителей. Не секрет, что многие «отцы церкви», в особенности Иоанн Златоуст, были отъявленными антисемитами, которые в своих проповедях и «богословских трудах» зачастую сваливали на евреев большое количество проблем общества. Вот, например, отрывок из сочинений Иоанна Златоуста:

«… мы, в предшедшие дни услаждаясь, как бы на лугу каком изъяснением Писания, не употребляли ни одного спорного слова, потому что никто не беспокоил нас; а как сегодня, свирепейшие всех волков, иудеи хотят окружить наших овец, то необходимо бороться и ратовать, чтобы ни одна овца не была похищена у нас зверями. И не дивитесь, что мы, еще за десять и более дней до наступления поста (иудейского), уже вооружаемся и ограждаем ваши души…». [Иоанн Златоуст, Против Иудеев. Слово четвертое. http://www.magister.msk.ru/library/bible/comment/zlatoust/zlato040.htm]

К сожалению, дело обстояло так не только во время младенчества новозаветной церкви. Даже после Великой Реформации отношение к евреям значительно не изменилось. Мартин Лютер в начале своей жизни писал: «Если мы хотим помочь им, мы должны практиковать по отношению к ним не закон Папства, а закон христианской любви. В дружеской обстановке мы должны разрешать им жить и работать среди нас, чтобы они ... имели возможность увидеть и услышать и об учении христианства и о самой христианской жизни». [David E. Holwerda, Jesus and Israel: Two Covenant or One (Grand Rapids: Eerdmаns publishing), pg.2]

Однако, так как еврейская община в своем большинстве не приняла Евангелие [Благая весть о том, что Бог прощает грехи и желает помиловать человека при его покаянии], Мартин Лютер, к концу своей жизни, сменил свои прежние убеждения. Теперь он призывал к тому, чтобы с евреями никто не имел дела. Чтобы их священные книги были сожжены, а синагоги сравнены с землей. Лютер призвал местную магистратуру постановить, что евреям не полагается никакой социальной защиты. [Luther, Schem Hamphoras, ibid., 2029-2109. Also see Poliakov, Du Christ, p. 240; Marcus, op.cit., pp.165-169]

Несколько веков спустя лютеранский еретик и политический активист прочел трактат Мартина Лютера под названием «О евреях и их лжи». Этот «богословский труд» утвердил уже без того антисемитские взгляды будущего тирана. Он вошел в историю под именем Адольф Гитлер. Этот трактат Лютера, наряду с несколькими другими похожими трактатами использовался пропагандистами национал-демократической партии Германии в их пропаганде фашистских взглядов. [Роберт Эриксон и Сюзанна Хескель, Предательство: Церкви Германии и Холакост (Fortress Press: Minneapolis, 1999), pg.47] Ведь Германия была, в основном, лютеранской страной.

Безусловно, нельзя сказать, что антисемитизм являлся единственной причиной традиционной интерпретации. По крайней мере, несколько других причин «приложили руку»: 1) Аллегорический, а не буквальный метод толкования, 2) Микроскопический, то есть нецелостный подход к толкованию, 3) Упорное желание Сатаны уничтожить евреев с целью предотвратить рождение Мессии во время Ветхого Завета, а во время Нового Завета доказать, что Бог изменит Своим обещаниям своему народу.

Критика традиционной теории

Многие факты, однако, не вписываются в фон традиционной интерпретации. Вот те из них, которые я сумел заметить:

Во-первых, имя «Искариот» в традиционной теории рассматривается как транслитерация еврейского «иш Куриот» - человек из Куриота (якобы городка на юге Иудеи). Вообще «куриот» означает «районы», и это слово не используется само по себе для названия городов. Наоборот, и в древнем (Ис. Нав. 15:25) и в современном Израиле слово «кириот» или «кириат» (ед.) используется вместе с другими словами. Например, моя жена когда-то жила в городке под названием Кириат Ям, что в переводе означает «район моря» или «морской район». Так же в Израиле есть район жизни (кириат Хаим), район Билияка (кириат Билиак) и т.д. [Билиак - фамилия человека, в честь которого назван городок]

Во-вторых, Иуда Искариот в традиционной теории был единственным человеком из Иудеи, все остальные ученики были евреями из Галилеи. Однако при всей территориальной враждебности галилеян к иудеям и наоборот, в Евангелии не упоминается никаких трудностей во взаимоотношениях между Иудой и остальными учениками. Кроме этого галилеяне доверяют Иуде Искариоту общую казну. Не Матфей галилеянин (бывший бухгалтер римской империи), а Иуда из враждебной Иудеи получает ее на хранение.

[Стоит спросить: ну, хорошо, пусть Иуда из Галилеи, а не из Куриота в Иудее, но почему же все-таки Иуда, а не Матфей сделался казначеем? Ответ прост: Иуда получил казну не потому, что он мог считать лучше Матфея, а потому, что он мог сохранить ее лучше, чем Матфей. Именно в силу того, что Иуда был бывший сукарии – человек, знакомый с искусством рукопашного боя, ему и была доверена казна. Ученики посчитали, что в руках этого мускулистого человека она будет в полной сохранности. Как мы знаем из Евангелия, их уверенность была необоснованна.]

В-третьих, если традиционная теория верна, то непонятно почему Иуда Искариот передал Иисуса властям именно во время праздника Пасхи, а не, так сказать, в «будний день»? Этот факт может показаться не имеющим отношения к делу. Но необходимо вспомнить и то, что религиозная верхушка, состоящая из многих членов Синедриона, считала, что Праздник будет наихудшим временем арестовать Иисуса. Вот как об этом повествует Матфей «Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе» (26:3). Иуда Искариот передал Иисуса властям в день, в который по его расчетам, толпы протестующих должны были подняться на восстание.

В-четвертых, тридцать серебренников – слишком малая плата за предательство народного героя. [Из-за отсутствия точной информации о том, насколько «солидным» было вознаграждение Иуды, мало кто из комментаторов говорит об этом вообще. Однако, можно предположить, что оно не было очень высоким, по следующим причинам:

1) Исх.21:32 глава говорит, что 30 серебренников - стоимость одного раба. Но так как рабство в Израиле было кратковременным (максимум шесть лет), то ценность раба намного понижается в связи с этим. 2) После того, как Иуда возвратил деньги в храм, на них было куплено поле. Однако, продажа земли по Торе производилась только на время, поэтому эту цену можно сравнить с ценой аренды какого-нибудь пустыря. 2)

Безусловно, не все так просто, так как возникает вопрос о том, был ли этот период периодом, в котором законы Моисея практиковались. Более того, довольно трудно установить точную ценность награды за передательство Иисуса. Однако, необходимо помнить, что награда была достаточно большая, чтобы заставить первосвященников думать, что Иуда предает Иисуса за деньги, но не такой высокой, чтобы это было единственным или даже второстепенным мотивом преступления Иуды.] Писание говорит о том, что Иуда воровал то, что находилось в казне. Иуда Искариот получил бы больше, оставшись учеником Иисуса, если бы его мотив был сугубо финансовый. Тридцать серебренников - слишком малая плата за предательство Иисуса, учитывая Его популярность среди простого народа.

Группы людей, приходивших услышать и увидеть Иисуса, достигали нескольких тысяч человек в один приход (Матф. 14:21). Представьте себе, что, например, одному из друзей Солженицына предложили убить его за $250. Довольно реально было бы, что какой-то продажный негодяй решился бы на это дело за пять тысяч долларов. Но за двести пятьдесят долларов? Это конечно возможно, но маловероятно. Предательство народного героя – опасная сделка. Сама жизнь предателя ставится под угрозу.

В-пятых, реакция учеников на объявление Иисуса о своем приближающемся предательстве не вписывается в контуры традиционной теории. Какова была реакция двенадцати? Если традиционная теория верна, то они должны были, по крайней мере, заподозрить Иуду Искариота. Однако их реакция была противоположной. Евангелист описывает этот случай так в Ин.13:21-24 «Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком он говорит». Это означает, что в соответствии с Писанием, личность Иуды Искариота внушала доверие ученикам. [Я надеюсь, вы все еще помните мультфильм, в котором от одной запятой зависела судьба мальчугана. Его просили правильно поставить запятую. Он мог написать «казнить, нельзя помиловать», подписав при этом свой смертный приговор. Он все же сумел написать «казнить нельзя, помиловать» и этим самым избежал своей смерти. Грамматика также играет важную роль в нашей дискуссии. Заметьте, что, описывая то, что произошло я часто использовал слово «передать» вместо слова «предать» так как именно этим словом Новый Завет повествует о происшедшем. На греческом языке (язык на котором были написаны писания Нового Завета) слово «парадедомай» более точно переводится не «предать», а «передать». Для нашего рассуждения я намеренно введу в наш разговор не существующие в русском языке слово «передательство», которое, однако, лучше всего опишет происшедшее. Да, каждое предательство одновременно является «передательством», но далеко не каждое «передательство» является предательством. Вот один хороший пример того, какое значение несет греческое слово «парадедомай». Апостол Павел написал о благости Бога так: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим.8:32). Никто не обвинит Бога в предательстве. Он не предал Иисуса, а отдал или передал Его. В этой статье я попытаюсь доказать, что Иуда Искариот не пытался «предать или продать Иисуса», а «передать» его властям с целью возбуждения народного восстания, которое бы в свою очередь заставило Иисуса использовать свои мессианские силы. Искариот намерен заставить Иисуса сбросить иго оккупантов Израиля. И если Иисус не сделает этого, то Иуда уж точно «подстрахует своего Наставника». В Dictionary of Biblical Imagery по этому поводу сказано: «Новозаветный образ предательства совсем иной, в основном относящийся к действиям Иуды Искариота. На греческом языке «парадедомай» несет смысл «передавать» что-то кому-то. Иуда Искариот прозванный предателем в большинстве Библейских переводах, в оригинале просто назван «тем, кто передает». Настоящий грех Иуды заключается в преступлении более тяжком, нежели «продажа Христа». Это грех, который присущ каждому человеку. И не имеет особого отношения к еврейскому народу ни во время жизни Иуды Искариота, ни в наше время, спустя почти два тысячелетия.]

То, что Иуде доверяли, видно не только из того, что он был казначеем, но и из того, что на пасхальном сейдере (вечере), Иуда Искариот сидел по левую руку Иисуса. Вот каким образом Вильям Барклей реконструирует события вечери Господней:

«Для того чтобы визуально представить, что все-таки произошло там, необходимо попробовать и определить место расположения Иисуса и апостолов во время вечери. В то время гости возлежали на низких диванообразных строениях, подпирая свое тело левым локтем, чтобы пользоваться правой рукой и подносить пищу ко рту. ...Так как Иоанн «возлежал на груди Иисуса» (Ин.13:23) значит, что он находился по правую руку от Него. Самое почетное место, однако, находилось по левую руку, только так хозяин-ведущий мог обмокнуть мацу и передать ее сидящему слева гостю.

Когда мы читаем Евангелие от Иоанна, то становится ясно, что Иуда занимал почетное место. Во время Пасхи, кроме всего остального, на столе находилось три важных вида пищи. «Хоросет» - смесь орехов, граната, яблок и слив. Она олицетворяла глину, из которой в Египте производились кирпичи. Также на столе находились горькие травы, напоминавшие о горечи рабства. Ну, и конечно там была маца – незаквашенный, пресный хлеб. … на мацу накладывались горькие травы и закрывались еще одним слоем мацы. Это строение затем окуналось в «хоросет».

Когда глава празднества своими руками делал такое строение из мацы, передавая одному из гостей, то этим самым получатель этого отмечался особым почетом. Иисус передал этот кусок мацы Иуде Искариоту (Ин.13:26). Скорее всего, место, где находился Иисус, находилось по правую руку от Иуды.

Кроме этого, вся атмосфера происходящего такова, что разговор Иисуса с Иудой был личным, так как остальные ученики не знали о происходящем, то есть, не могли хорошо слышать, что Иисус сказал Иуде». [William Barclay, The Master's Men (Abington Press: NY), p.71]

Последний толчок

Что подтолкнуло Иуду выбрать именно это время для этого поступка. Кроме того, очень важно упомянуть о том, что именно произошло немного ранее. Матфей описывает это событие такими словами:

Когда же Иисус был в Вифинии, в доме Симона прокаженного, приступила к нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать серебренников; и с того времени он искал удобного случая предать его. (26:6-16).

Обратите внимание, что именно дало толчок к действиям Иуды Искариота. Последним толчком к его поступку стало пророчество Иисуса о том, что рассказ об этой женщине разойдется по всему миру. Иуда Искариот понял Иисуса очень хорошо. Не только Царство Божье не придет вскоре, но и проповедоваться оно будет всему миру. [В какой-то мере оно уже было на земле, потому что Царь этого Царства – Мессия уже пришел. Оно, однако, не пришло в полной мере, в которой предсказывали его пришествие пророки.] Римляне, которых так ненавидел Иуда, были одни из этих благословенных народов, которые еще услышат об этом! Здесь Иуда проявил свои зилотские верования, которые расходились с верованиями Иудаизма его времени. В Иудаизме много значения предавалось надежде на то, что все народы уверуют в Бога Израилева. Зилоты были еретиками Иудаизма, а не его членами. Они не были способны видеть, что Бог Израиля также Бог и язычников.

Плюс ко всему, Евангелие от Иоанна дает нам увидеть вблизи, характер Иуды. Там написано, что он был вор, а точнее то, что в странах СНГ называлось и называется - «несуном». Он не воровал помногу, а нес постоянно и понемножку. Тридцать сребреников он бы смог получить, оставаясь при этом казначеем двенадцати. Это было бы намного легче и значительно безопаснее.

Но почему именно в Пасху? Почему не на Шавуот после Пасхи или почему не на Пурим, до нее? [Безусловно, Иисус отдал себя в жертву в один из Пасхальных дней, потому как он – есть наша Пасха, Он – есть наш Пасхальный ягненок. Однако, здесь я веду речь о том, как рассуждал Иуда Искариот, а не Иисус.] Вполне возможно, что Иуда Искариот, осознавая значение Пасхи в истории искупления Израиля, хотел осуществить свой план «спасения Израиля» именно в этот великий праздник. Он не ошибся в своих расчетах о том, что Иисус действительно повторит Великий Исход Израиля. [На горе «преображения» Моисей и Илия встречаются с Иисусом. Их тема разговора – «исход» (дословно с греческого языка). Безусловно, речь не шла об Исходе из Египта. В Евангелии Иисус представляется вторым Моисеем, и то, что Он совершает Своей смертью и воскресением – Вторым Исходом (Лк.9).] Однако, то, как Иисус намеревался совершить это спасение Израиля явно шло вразрез с планами Иуды.

Грех или подвиг?

Прежде, чем суд может осудить человека, необходимо обвинение. Так и в случае с Иудой Искариотом. Ни в коем случае, я не призываю вас к тому, чтобы вы сменили ваш крайне отрицательный образ Иуды на более положительный. Единственное, чего я хочу добиться, это чтобы Иуду обвиняли за его преступление, а не за то преступление, которое он не совершал. Более того, я постараюсь убедить вас в том, что ваши взгляды на Иуду недостаточно негативны. Так как он, по моему мнению, виновен в чем-то более серьезном.

Слова Иуды заставляют задуматься: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам с того? Смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился» [Мат.27:3-5]. Иуда настолько расстроился, увидев, что произошло с Иисусом, что даже совершил самоубийство. Этот факт не совпадает с теорией о том, что деньги играли центральную роль в совершенном Иудой.

Библия четко и ясно говорит, что преступление Иуды Искариота действительно является преступлением. Например, в Луке 22:3 говорится, что перед тем, чтобы пойти к первосвященникам и книжникам «вошел же Сатана в Иуду, прозванного Искариотом...». То, что сделал Иуда было сатанинским делом. Писание не просто говорит, что Сатана спровоцировал Иуду на это. Не просто Сатана помог Иуде совершить свое злодеяние. Нет. Сатана почел это наиважнейшим делом «на повестке дня». Сатана лично вошел в Иуду. Дело Иуды воистину чудовищно. [Пожалуй, полезно вспомнить и то, что заветное желание Сатаны – сорвать планы Бога для искупления мира (вселенной). То есть, по сути, то же, что в альтернативной теории является грехом Иуды – подчинить волю Бога воле Иуды.]

Писания Нового Завета рассказывают о действии Иуды так же негативно, как Писания Ветхого предсказывали об этом (Мат.10:4; Деян.1:25; Деян.1:16-20; Пс.68; Пс.108:6).

Упомянутый ранее Словарь библейских образов описывает действие Иуды так: «На один момент в истории мира, Иуда – смертный, держал Вечно Живого Бога в своих руках. Иуда попытался взять роль Бога - и навсегда стал прототипом тех, кто силой заставляет других подчиниться их воле». [Dictionary of Biblical Imagery (InterVarsity Press: Downers Grove, IL), pg.89]

Непокорность хуже продажи

Как-то раз я завел разговор с другом, который отличается недюжими богословскими способностями. Пытаясь понять мои аргументы в пользу альтернативной теории об Иуде Искариоте, он сказал мне следующее: «Мне не нравится эта толкование, так как, в соответствии с ним, Иуда представлен как человек геройского характера, и это не соответствует негативному портрету, данному Иуде в Евангелии». Мой ответ на этот вопрос был прост. «В том-то и дело, что люди не расценивают грех бунта против Бога, по крайней мере, таким же коварным и ужасным как «продажу Христа». Иными словами грех продажи Христа в их глазах намного хуже, чем настоящий грех Иуды. Саботаж Божьих намерений и планов, как ни странно, рассматривается христианами как вина, заслуживающая меньшего наказания, чем принятие компенсации за указание на место нахождения Иисуса религиозным властям.

Клайв Льюис в своей книге «Великий разрыв» пишет: «В конце останутся только два типа людей: те, кто говорит Богу, «Да будет воля Твоя!», и те, кому Бог говорит «Да будет воля твоя!». Каждый, кто попадает в Ад – избирает его… [C. S. Lewis, The Great Divorce: A Fantastic Ride From Hell To Heaven – A Round Trip For Some, But Not For Others (Macmillan Publishing Company: New York), pg.72]

Искариот в каждом из нас

В то время, как Иуда целовал Иисуса, не только Иуда пытался заставить Бога исполнить его волю. Три группы людей, то есть действующие лица библейской драмы: Иуда Искариот, религиозные руководители и Апостол Петр. Все они своими действиями говорили Богу: «Да будет воля моя!» Все они пытались подчинить Его волю своей воле.

Я попытаюсь только слегка упомянуть о том, как люди, включая автора этой статьи, пытаются контролировать Бога в делах повседневной жизни. Я ограничусь только краткими примерами, так как перед вами не проповедь, а статья. Но я хотел бы, чтобы вы сами задали себе эти важные вопросы: как я пытаюсь манипулировать Богом? И каким образом я делаю это по отношению к людям? Мы, в основном, пытаемся заставить Бога сделать что-то для нас через наше мнимое послушание Его заповедям и учениям. [Для более полной дискуссии попытки контролировать Бога (делать с ним сделки или пытаться заставить Его быть должником) прочтите мою статью «Нееман: Краткий комментарий к 4-Царств 5». С нею можно ознакомиться, как и с другими моими работами на сайте «Третье Тысячелетие» по адресу: http://www.thirdmill.org, а также на сайте богословского форума «Ареопаг» по адресу http://www.areopag.com]

Мы делаем это, молясь сверхдлинными и красивыми молитвами, иногда даже, пытаясь заглушить голос Святого Духа (часто просто совести), обличающего нас в каком-то грехе. Жертвуя деньги, мы часто делаем это не в уверенности в Божье благословении, а в расчете на то, что Бог станет нашим должником. Теперь-то, мы можем потребовать у Него то, что десятки лет он удерживал от нас. Общаясь с другими верующими людьми, мы часто манипулируем ими, используя религиозный жаргон. [Например, Я верю что Бог тебе еще «откроет» или «я помолюсь за тебя».] Беседуя с неверующими, мы – верующие, под час, образно выражаясь, «выкручиваем» им руки и «пихаем» их в Царство Божие.

Это является всего лишь маленькой частью того, как Иуда Искариот живет в сердце каждого человека. Если Иуда и является прототипом чего-либо, то, скорее всего, он прототип каждого человека, потому как каждый человек – бунтарь и грешник. Ведь именно из-за непослушания человечества, Иисус должен был стать человеком, чтобы, прожив праведную жизнь, заслужить законное право понести на Себе его грехи. Иисус – полная противоположность Иуде. Он принял волю своего Отца, отдав Себя в жертву. Он не взбунтовался против Него, заставляя Отца подчиниться воле Сына. За это, в противоположность Иуде, Он был воскрешен из мертвых, тем самым, став Главою всего искупленного творения.

Опять-таки вина Иуды Искариота – действительно велика. Он – ужасный человек. Однако его злодеяние не имеет ни малейшего отношения, ни к евреям его времени, ни к евреям нашего времени. Иуда Искариот – прототип каждого человека, который своими мыслями, словами и делами заявляет Богу, что он, а не Господь, держит в своих руках бразды правления человеческой истории.

Молитва

Великий Бог, который своей сильной рукой расторг Красное море и вывел свой народ из Египта! Премудрый Бог, пути которого непостижимы! Я славлю Тебя за Твою милость ко мне, потому как я согрешил перед Тобой в мысли, слове и деле. Я поступал так часто по примеру Искариота, что я не понимаю, почему Ты покарал Иуду за его грех, но снял вину с меня.

Господь, Твоя милость ко мне так велика! Я знаю, что Твоя любовь касается даже таких грешников как я, поэтому я молю Тебя, чтобы Ты показал мне все то в моей жизни, что еще сходно с действиями Искариота по отношению к Тебе и окружающим меня. Чтобы вместо Искариота, Твой Сын – Царь Иисус мог жить во мне и править моей жизнью, в соответствии с Твоей благой волей! Аминь.

Мессия жив!

Статьи:
Нуждаемся ли мы в Иисусе?
Скала Израиля

Богословские публикации:
Развитие концепции Мессии
Джон Фишер

Основания Мессианской теологии
Джон Фишер

Комментарии раввинов к Мессианским пророчествам
Джон Фишер

Отверг ли Израиль Христа?
C. Лезов

Иуда Искариот: неудавшийся революционер или продажная шкура?
Илья Лизоркин

Псалом 12: Псалом плача как образец молитвы
Илья Лизоркин