Поиск страниц на Скале Израиля

Схема Веб-Узла
 

Пожалуйста, посетите Общину Скала Израиля. Мы собираемся
каждую пятницу
в 19:30 в
Bethesda Presbyterian Church
(вход со стороны стоянки машин)
по адресу
808 Red Lion Rd
(между Bustleton Ave.
и Verree Rd.)
 

Бесплатный легкий ужин начинается
в 18:45.

 

Нееман: краткий комментарий к 4 Царств 5
Илья Лизоркин

Царствие Божье придет в своей полноте не когда Божий закон станет нашим законом, а когда Его воля станет нашей волей. (Реджи Кид)

Уважаемый человек

Нееман, военачальник царя СирийскогоНееман был важным человеком, победоносным полководцем Сирийской армии. Его военные навыки и победы сделали его уважаемым гражданином своей страны. Одно только не давало ему покоя вот уже долгое время, он хотел вылечиться от проказы. Библия повествует об этом следующим образом: "Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам; и человек сей, был отличный воин, но прокаженный". То, что он уже давно изнемогал от этой болезни ясно из того, как он отреагировал на слова обыкновенной рабыни. Она рассказала жене Неемана о пророке в Северном Израиле, который мог исцелить его.

Израиль и Сирия испытывали периоды вражды и мира. Очевидно, в один из периодов войны эта девочка и стала рабыней. Однако действия, описанные в этой главе, проходили в один из тех редких моментов, когда между Израилем и Сирией было перемирие. "И сказала она [рабыня] госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его!" Так как Нееман был главнокомандующий, царь Сирии был лично заинтересован в благополучии своего подчиненного. Поэтому он решил помочь Нееману, снабдив его личным письмом к Израильскому царю, а также 340 килограммами серебра, 70 килограммами золота и десятью комплектами дорогой одежды. Летописец сказал об этом так: "И пошел [Нееман] и передал это господину своему, говоря: так и так говорит девочка, которая из земли Израильской. И сказал царь Сирийский [Нееману]: пойди, сходи, а я пошлю письмо к царю Израильскому. Он пошел и взял с собою десять талантов серебра и шесть тысяч [сиклей] золота, и десять перемен одежд; и принес письмо царю Израильскому, в котором было сказано: вместе с письмом сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его!"

В каком-то смысле каждый из нас похож на Неемана. Во-первых, когда мы молимся, подсознательно, а иногда и сознательно, мы держим в руках дары для царской казны. Иными словами, мы пытаемся заключить с Богом определенного рода сделку. Посредством нашего религиозного поведения, мы пытаемся сделать Бога нашим должником. Некоторые верующие позволяют себе даже приносить Богу деньги, полагая, что теперь Бог находится в финансовом долгу перед ними. Во-вторых, каждый человек мыслит на уровне разума и на уровне сердца. Великий математик, богослов и философ Блез Паскаль сказал, что у сердца существуют аргументы, о которых разум не имеет даже и понятия.[1] Конечно же, ни один христианин не согласится с тем, что попытка заключения сделки с Богом дело приемлемое. Однако, большинство христиан, включая меня, живут, пытаясь в какой-то мере, заставить Бога любить больше. Они не понимают, что Бог не в состоянии любить больше. Он уже возлюбил нас полностью. В каком-то смысле, можно сказать, что Он уже возлюбил нас до Своего, Божественного предела. Люди, зачастую, поступают по примеру язычника Неемана. Они делают что-то хорошее, а потом мысленно или даже в молитве напоминают Богу о своих так сказать заслугах перед Ним. И, конечно же, когда с ними случается беда, они не в силах прославить Бога. Потому что они любили Бога за его благословения, а не Его Самого. В третьих, мы часто говорим: "На Бога надейся, а сам не плошай". Что в принципе означает - Бог помогает тем, кто помогает себе. Но в соответствии с Библией - это дьявольская ложь. Бог помогает только тем, кто себе помочь не может.[2] Наш Бог - Освободитель. Он разрывает оковы греха, смерти и несправедливости. Его Евангелие является мощью, способной двигать горы, но эта сила приходит на помощь только бессильным. Она дается только смиренным сердцем и сокрушенным духом.[3] Благодать Божья - поток, текущий с горной местности в ущелье. Он никогда не течет в обратном направлении. Зачастую все, что требуется для получения Божьей помощи - безвыходная ситуация. Бог - Наш Спаситель, а не просто помощник.

Царь и пророк

Царь Израильский, имя[4] которого летописец даже не посчитал нужным упомянуть в этом повествовании, был так далек от настоящей веры, что сразу же воспринял письмо Сирийского царя как провокацию к возобновлению военных действий, а не данную Богом возможность засвидетельствовать народу Сирии силу и славу Бога Израиля. "Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? Вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня". Пророк Божий Елисей, ученик пророка Илии, услышав об этом, в гневе сказал царю Израильскому: "Для чего ты разодрал одежды свои? Пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле".

Такое святое дерзновение может быть только у человека, в жизни которого есть общение с Живым Богом. Этот человек явно не просто слышал о Боге от других пророков. Он не просто начитался книг и наслушался лекций по пророчеству к израильским царям. Он знал Бога лично. Если мы находимся в постоянном общении с Богом, то и у нас будут силы свидетельствовать. Если Евангелие в нашей жизни не является силой для нашего спасения, то, как же мы можем советовать другим, принять его? Итак, почему же Евангелие не приносит обещанных плодов в нашей жизни?

Злоба Неемана

Летописец продолжает свой рассказ: "И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев". Кони и колесницы в Библии - символы власти и могущества. Как Нееман пришел к Царю с золотом, серебром и дорогими одеждами, так же он приехал и к пророку Божьему - на конях и колесницах.

Елисей дал Нееману очень простые инструкции для того, чтобы тот очистился от проказы. Он сказал Нееману, что ему необходимо окунуться в Иордане семь раз для того, чтобы выздороветь. Это показалось Нееману оскорбительным. Разгорячившись, Нееман сказал: "Вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? Разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе".

Во-первых, злоба Неемана была вызвана его неправильными представлениями о Боге Израиля и о Его пророках. Нееман представлял Елисея больше заклинателем, нежели человеком, через которого Бог говорил людям. Нееман рассчитывал на продолжительную процедуру, сопровождающуюся различными заклинаниями. Это впечатление сложилось у него, скорее всего, из многих попыток сирийских заклинателей снять его проказу. Как Нееман, мы зачастую полагаем, что мы знаем лучше, чем Бог, когда и каким именно способом принесенное нами в молитве должно быть даровано нам. Когда Бог отвечает на наши молитвы непонятным нам способом, часто не смирившись перед Ним, мы начинаем испытывать злость по отношению к Нему.[5] Всякий раз, когда мы начинаем быть нетерпеливыми или даже испытывать обиду по отношению к Богу, нам необходимо вспомнить Евангелие.[6] Мы должны убедить свое сердце в том, что Бог знает лучше, что нам надо. "Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?"[7]

Во-вторых, его гнев был вызван тем, что Елисей заставлял Неемана признать особенность земли израильской. На древнем Ближнем Востоке считалось, что над каждым народом есть отдельный бог, который являлся покровителем исключительно этой страны. Всякий раз, когда народ одерживал победу - бог этой страны возвышался среди всех остальных богов, одерживая победу над остальными богами. Господь Израиля, а не бог Сирии, дал Нееману его победы, не смотря на то, что Нееман полагал иначе. Елисей потребовал от Неемана признать особенность земли Израильской и ее превосходства над землей Сирии, что в первую очередь указывало на превосходство Бога Израиля на богами Сирии.

Смирение Неемана

Очень часто, когда человек высокого положения начинает прислушиваться к мнению своих подчиненных, Господь обильно благословляет его. Люди, находящиеся в положении, более смиренном, нежели другие, зачастую оказываются правы. Обычно они более восприимчивы к Святому Духу, нежели те, кто занимает почетное место в верховных эшелонах религии. Библия даже упоминает случай, в котором обыкновенная ослица, видела что Бог творил в жизни религиозного деятеля, прежде чем он даже заподозрил об этом.[8] В истории с Нееманом мы видим что-то похожее. Именно слуги Неемана обращают его неразумное сердце к Божьей мудрости. "И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, [если] [бы] что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? А тем более, когда он сказал тебе только: "омойся, и будешь чист ". И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился".

В жизни каждого из нас есть люди, которые находятся в каком-то смысле ниже нас. Будь-то по званию, положению, интеллектуальным способностям, образованию, внешности или по любым другим меркам, по которым мир сей, подразделяет людей, на более и менее важных людей. Возможно, именно потому, что такое мышление пустило глубокие корни в наших сердцах, нам так трудно прислушаться к советам других людей. Мы, однако, должны выучить этот важный урок: чем глубже наша вера, тем увереннее будем мы в том, что Бог в силах использовать таких людей, направляя нас по верному пути. Чем старше верующий, тем смиреннее должен быть он. Чем старше, тем более он должен осознавать свою нужду в благодати Божьей. Если в начале христианской жизни верующий полагает, что, в принципе, он может сам руководить своей жизнью, то со временем он начинает менять свое мнение. Участие Бога в жизни молодого верующего подсознательно воспринимается им, как что-то аналогичное латанию, порвавшейся штанины. Однако если верующий действительно начинает расти в благодати, применяя Евангелие к своей жизни, то естественным результатом является, тот факт, что вместо заплаток человек начинает видеть, что ему нужен целый гардероб новой одежды, которую только Бог в силах предоставить ему. Он уже не считает себя способным с Божьей помощью руководить своей жизнью. А понимает, что Господь должен руководить его жизнью целиком и полностью.

Если ваша нужда в Боге не возросла с годами, то вам необходимо переосмыслить ваши собственные взаимоотношения с Отцом. Если вместо смирения со временем вы становитесь более гордыми и черствыми, то вам необходимо осознать, что Евангелие не является только лишь входной дверью в Царство Божие, а основанием всей жизни с Богом. Итак, какие изменения произошли в жизни Неемана?

Нееман: после исцеления

После того как Нееман испытал на себе великое исцеление, в его жизни произошли три очень важных перемены. Во-первых, изменилась его доктрина. Он уже больше не верил в то, что бог Сирии был великим богом. Напротив он полностью убедился в спасающей силе Бога Израилева. "И возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля". Его мировоззрение изменилось. Так происходит с каждым человеком, пришедшим к вере - его мировоззрение претерпевает перемены. Мировоззрение - это сумма верований о главных вопросах жизни. Кто мы? Почему мы здесь? Откуда произошло человечество и вселенная? Есть ли Бог? Да и какой Он? На основании чего мы можем знать, что морально, а что аморально? Каким образом мы можем знать что-либо вообще? Нееман получил не только исцеление, но и новое мировоззрение - то есть новую сумму верований, на основе которой теперь будет строиться его жизнь. Но это не все. Изменилось и его общение с Богом. Послушайте, как смиренно он обращается к слуге Господнему теперь: "Итак, прими дар от раба твоего. И сказал он (Елисей): жив Господь, пред лицем Которого стою! Не приму. И тот принуждал его взять, но он не согласился". Вместо того чтобы пытаться купить Божие благословение, он отдает дар и умоляет раба Божьего принять его. Нееман осознал, что Божьему исцелению нет цены. Господне исцеление стоит дорого, но дается бесплатно.

Однако не только доктрина и общение с Богом поменялись в жизни Неемана. Перемена также произошла и в цели его жизни. Если раньше главной миссией его жизни являлось утверждение военного превосходства Сирии, то теперь он решил стать свидетелем истинной веры среди своего народа.

"И сказал Нееман: если уже не так, то пусть рабу твоему дадут земли, сколько снесут два лошака, потому что не будет впредь раб твой приносить всесожжения и жертвы другим богам, кроме Господа; только вот в чем да простит Господь раба твоего: когда пойдет господин мой в дом Риммона для поклонения там и опрется на руку мою, и поклонюсь я в доме Риммона, то, за мое поклонение в доме Риммона, да простит Господь раба твоего в случае сем. И сказал ему: иди с миром".

На примере Неемана, летописец показывает, как человек может жить верно, на языческой земле. С одной стороны, Библия учит тому, что верующие должны выйти из грешного мира, то есть в каком-то смысле отделиться от него,[9] а с другой стороны, что мы - верующие не должны бежать от мира, а быть его просвещающим светом и его исцеляющей солью.[10] Иисус просил Отца, чтобы Тот не дал нам отделиться от мира, но только, чтобы, Он сохранил нас от зла.[11]

Неприкосновенность
церковных
традиций

 

Нарушение
Божьего закона

Недостаточная адаптация
к культуре
(наши идолы)

 

Превосходящая границы
адаптация к культуре
(их идолы)

Очень простая схема была предложена Тимом Келлером пастором "Церкви Искупителя" в Нью-Йорке. Он назвал крайнюю левую позицию - позицией, не достаточной адаптации к культуре, а крайнюю правую позицию - позицией нарушающей рамки допустимой адаптации к культуре. Обе позиции - являются крайностями. Желая преподать Евангелие в контексте конкретной культуры, некоторые переходят черту проведенную там Богом. Фактически, они начинают служить идолам той культуры. Однако с другой стороны, если мы не достаточно адаптируемся к культуре, то мы заставляем людей поклоняться не нашему Богу, а нашим идолам. Нееман возвратился назад служить Сирии и быть главнокомандующим ее армий. Он взял с собой святой земли для того, чтобы рассыпать ее под ногами в храме Риммона. Таким образом, показывая, что, поклоняясь Богу Израиля, а не Риммону, он же остается верноподданным Сирии.

Давайте, применим указанную выше схему к этому поступку Неемана. Если бы Нееман остался в Израиле или же возвратился в Сирию, уйдя со своего военного поста, то его действия можно было бы охарактеризовать как недостаточную адаптацию к культуре. С другой стороны, если бы Нееман, возвратясь в Сирию, начал бы поклоняться Яхве - Богу Израилеву, одновременно с этим поклоняясь Риммону - богу сирийскому, то его действия соответствовали бы позиции, в которой человек чрезмерно адаптируется к культуре. Нееман решил не избегать своей культуры, а наоборот, послужить своему обществу, преобразовывая его для славы Истинного Бога.

Зачастую христиане полагают, что культуру не надо изменять, ее надо избегать. Общество, - говорят они, - это тонущий корабль. На таком корабле, мол, не нужно производить ремонт, потому как он вскоре все равно утонет. Одновременно с этим, христиане часто возмущаются: Какие безбожные законы у нас в стране. Они много говорят о коррупции в правительстве и о недостатке христианского образования. Но, пока церковь критикует, обсуждает и негодует об этом, неверующие занимают руководящие позиции и, конечно же, делают все возможное для того, чтобы поставить на ее новых законах печать своего безбожного мировоззрения. Этот печальный результат является прямым последствием неверного понимания взаимоотношения между верой и обществом. Желание автора этой статьи состоит в том, чтобы, соглашаясь или не соглашаясь с ним, читатель решил бы более глубоко исследовать этот вопрос, а затем подчинить свои действия выводам своих размышлений.

Заключение

Прокаженный Нееман исцелился по благодати Божьей и стал смиренным слугою Бога Израиля в языческой Сирии. Он испытал на себе исцеляющую и изменяющую силу Живого Бога. Он не просто ударился в религию, а воистину познал Творца. Его мировоззрение, характер и вследствие этого, жизнь, полностью изменились. Он приобрел не только то за чем пришел в Израиль, но и то, в чем он нуждался даже не подозревая об этом. Он приехал в Израиль, держа в руках письмо сирийского царя, а вернулся послом израильского Бога.

Мы грешники, которых помиловал Бог, также должны смириться перед Господом, так как это сделал Нееман. Мы должны осознать свое призвание и начать служить Ему так, чтобы мир вокруг нас сообразовался с волей Творца - Бога Израилева.[12]

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Блез Паскаль, "Мысли", 1999

2. Иисус сказал что-то подобное фарисеям о тех, кто действительно нуждается в Божьей помощи. Лк. 5:31-32 "Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию".

3. Ис. 57:15 "Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте [небес] и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных".

4. Особенно важно заметить это, так как имя в культуре того дня имело большее значение, чем сегодня. Прит. 22:1 отражает не только мудрость Божьего откровения, но и ценности культуры древнего Ближнего Востока: Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

5. Бог часто отвечает на наши молитвы, когда мы просим кого-то в церкви помолиться за нас. Несмотря на то, что мы сами молились об этом уже очень долго. Изумляя нас, Бог отвечает на молитвы верующих из общины быстро, уча нас тому, что Церковь является особенной "территорией". Именно в лоне церкви, в основном, и происходит общение с Богом, исцеление и познание Святого.

6. В момент искушения мы должны ответить на поставленный нами же вопрос: "Как тот факт, что Бог возлюбил нас, и, что Его Сын умер вместо нас, влияет на мою жизнь сейчас".

7. Рим.8:31-32 "Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?"

8. Числа 22:21-23 "Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошел с князьями Моавитскими.
И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Он ехал на ослице своей и с ними двое слуг его. И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу".

9. Отк. 18:2-5 "И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее. И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее".

10. Мат. 5:13-16 "Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного".

11. Ин. 17:15 Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.

12. В пятидесятых годах теолог и социолог Р. Нибор ввел ряд фраз, которые помогут нам разобраться в том, что же все-таки имел в виду Нееман, и на что пророк Елисей дал свое добро. В своей книге Христос и культура, Р. Нибор дал определения пяти подходам к вопросу о том, как последователи Христа должны жить в мире. Лично я согласен лишь только с одним подходом описанным им. Однако все перечисленные ниже подходы, либо находили применение в истории церкви, либо являются ее неотъемлемым компонентом в наши дни.

Христос против культуры - этой позиции придерживаются многие христиане. Они говорят, что все, что в культуре (в мире) - плохо и не от Бога. Светские люди смотрят кинофильмы, значит - христианам нельзя ходить в кино ни под каким предлогом, иначе они будут идти на компромисс.

Христос и культура в парадоксе - это позиция тоже довольно распространенна в наши дни. В соответствии с ней Царство Божье и человеческая культура существуют бок о бок, но не имеют никакого влияния друг на друга. Применение такой позиции находит себя в аполитических настроениях среди христиан. Мы - граждане небесного государства, говорят они, поэтому нам совершенно не надо принимать участие в политической жизни страны. "Это не аморально, а просто бессмысленно", гласит их мнение.

Христос изменяет культуру - это позиция, которой придерживалось большинство протестантских церквей во время периода Великой Реформации. На сегодняшний день она также находит преемников, хотя их число, к сожалению, не так уж велико. Эта позиция утверждает, что мир сам по себе - не плохой, однако искаженному при грехопадении миру необходима трансформация, которая может быть достигнута только через проповедь и применение Слова Божьего ко всем областям жизни, включая политику и правосудие.

Христос над культурой - это позиция политической силы римско-католической церкви в средневековье и на данный момент почти не встречается в современном христианстве, за исключением некоторых латиноамериканских стран. Она настаивает на том, что христианская религия именно в лице церкви должна стоять во главе и руководить всем, что происходит в повседневной жизни людей, как членов религиозной общины, так и граждан государства.

Христос культуры - это позиция противоположная "Христу против культуры", - позиция современного христианского либерализма. Все либеральные, то есть не ортодоксальные, а отклонившиеся от основных догм Христианства и от самого Христа, церкви, в какой-то мере, придерживаются ее. Христос определяется культурой. Люди создают Бога, по своему образу и подобию, а не наоборот. Христос будет таким, каким мы его сделаем, не скрывают они.

Община Мессианских Евреев и Христиан

Статьи:

Истинный еврей
Фред Клетт, ХАИМ

Иудаизм - вера евреев
Марк Раик

Что такое иудеохристианство?
Александр Мень

Последние дни Дитриха Бонхеффера
Эберхарт Бетге

Богословские публикации:
Павел в еврейском контексте
Джон Фишер

Триединство
Марк Раик

Нееман: краткий комментарий к 4-Царств 5
Илья Лизоркин